Как сделать пятиступенчатую
коробку из четырехступенчатой.
.1. Что
было.
До 1976
года ВАЗ выпускал единственную
модель коробки передач 2101, которая
устанавливалась на все «Жигули».
Затем появилась КПП 2121 с
«повышенным» рядом, предназначенная
для «Нивы» и ВАЗ-2106. В 1979 году
завод освоил выпуск КПП 2105 для
нового семейства машин. Сегодня она
производится в двух вариантах
(четырех- и пятиступенчатая) и идет
на все «Жигули» и «Ниву». А прежние
агрегаты сняли с производства еще в
1987 году. Однако запчасти к ним
выпускались очень долго, поэтому в
продаже до сих пор встречаются
детали разных поколений.
В чем их
отличие? Начнем с первичного вала.
2101 имеет 17 зубьев на ведущей
шестерне, 2121 - 19 зубьев. А
вариант, что ныне ставят на
конвейере, насчитывает 18 зубьев. Средняя розничная цена -
550 рублей.
Каждому
первичному валу соответствует свой
промежуточный. У 2101 на венце
постоянного зацепления нарезано 29
зубьев, а на шестерне первой
передачи - 15. У 2121 - 28 и 15
соответственно. На венце
промежуточного вала 2105 все те же
28 зубьев, но с другим модулем.
Чтобы не запутаться, посчитайте
зубья на шестерне первой передачи:
здесь их 14. Вал 2107 предназначен
для пятиступенчатой коробки передач.
Все его шестерни такие же, как у
2105. Единственное отличие -
резьбовое отверстие для крепления
блока шестерен пятой передачи и
заднего хода . Вместе с
болтом его можно купить за 520 руб.
Вторичные
валы в сборе у всех «четырехступок»
взаимозаменяемы. Разница лишь в
ведомой шестерне первой передачи. Их
две - универсальная для 2101 и 2121
и уникальная - для 2105. Внешне они
похожи, ведь у каждой по 33 зуба.
Правда, с разным углом наклона.
Отличие в диаметре: 2101 - 96.8 мм,
2105 - 98.8 мм .
У
«пятиступки» вторичный вал свой
. Стоит он в среднем 550
руб.
.2. Что
будет.
Если
коробка передач древняя (2101 или
2121), то проще, пожалуй, сменить
агрегат в сборе. А в случае с 2105
стоит попробовать. Итак, к
четырехступенчатой коробке передач
2105 докупаем промежуточный и
вторичный валы. К последнему также -
блок шестерен пятой передачи. Набор состоит из ступицы, муфты,
шестерни пятой передачи с
синхронизатором (1500 руб.), блока
шестерен пятой передачи и заднего
хода (400 руб.) и маслоотражательной
шайбы (20 руб.)
Промежуточную шестерню заднего хода
оставляем прежнюю, а вот ее ось
придется заменить. Старая имеет две
опоры - в картере коробки передач и
задней крышке. У «пятиступки» опора
в крышке отсутствует.
Модернизированная ось закреплена в
картере гайкой, а не выступом
стопорной пластины . Если
тратиться на новую пластину не
хочется, можно оставить старую,
удалив выступ.
Изменился и
привод переключения передач.
Комплект штоков и вилка включения
пятой передачи и заднего хода обойдутся в 420 руб.
Плюс
механизм выбора передач -
еще 650 руб.
В старой
крышке пятая передача не поместится
- нужна новая - 1500 руб. .
Если у вас «Нива», поищите ту
крышку, что с заглушкой под привод
спидометра (место указано стрелкой).
Но и это не
все. Понадобятся новый датчик
включения фонарей заднего хода -30
руб. , модернизированная
опора силового агрегата - 40 руб. с поперечиной 2107-1001100
- 40 руб. и подшипник блока шестерен
- 70 руб.
.3. Итог
Новая
пятиступенчатая коробка передач
стоит около 11000 рублей. Затраты на
самостоятельную переделку составят
около 5000 руб. (цифра
приблизительная). Плюс - не
поддающееся оценке моральное
удовлетворение - сам делал! |